Как ездить на картинге в первый раз


Как ездить на картинге в первый раз

Буквально несколько недель назад я первый раз попробовал погонять на карте. В принципе теоретически и визуально представлял себе что это такое, но не думал, что мне это настолько понравится. Со стороны кажется какой то детской забавой, но когда жмешь на педаль и тебя вдавливает в кресло от ускорения то тут уже понимаешь — это круто!

Так вот, мы в тот раз гоняли в Питере в картинг-клубе Джокер-карт (Joker kart), так вот, закладывая очередной вираж меня начало буквально тащить юзом по площадке в бок и я подумал про себя, а реально ли тут перевернуться? Да, конечно мы были в защитном шлеме, но как бы покатиться кувырком по трассе и чтобы сверху на тебя рухнул карт не особо то хочется.

Итак, давайте выясним возможность переворота на карте …

Начнем немного с истории.

Как ездить на картинге в первый раз


Когда появился картинг, доподлинно неизвестно. Русская «Википедия» утверждает, что картинг придумали военные летчики в США после Второй мировой войны, которые гоняли по летному полю на тележках для подвоза авиабомб. Но первый моторный карт построил американский инженер Арт Ингелс, работавший на производителя гоночных моторов Kurtis Kraft. Ингелс установил на обычную тележку моторчик от газонокосилки, который приводил в движение задние колеса через велосипедную цепь. Маленькие, но юркие автомобильчики быстро стали популярными, американская молодежь стала устраивать гонки на парковках возле супермаркетов, а в 1959 году первые карты показали на Парижском автосалоне. До СССР слава дошла так же быстро.

«Наподобие азиатского гриппа накатила на Европу волна нового спортивного увлечения. Она идет из Америки, захватив сначала Англию, и спорадически сейчас распространяется на континенте, достигнув Скандинавии», — писал в 1960 году советский журнал «За рулем», описывая новые гонки «на так называемых го-картах, то есть карликовых автомобилях без кузова и какой-либо подвески колес».

Как ездить на картинге в первый раз

Первые советские мини-болиды поехали из дворцов пионеров — в одном из таких полезных в то время заведений в Харькове и открылась в начале 1960-х первая секция картинга. Но картинг со временем стал увлечением избранных. В основном в такие секции можно было попасть только «по блату».


Западе же картинг получил массовое распространение, там стали выпускать в конце 1960-х первые советские болиды. В те годы выходил журнал «Техника молодежи», где размещались чертежи картов, многие своими руками в гаражах собирали машины из подручных материалов — в ход шли даже вертолетные колеса. К моменту распада СССР в 5 тыс. секций при школах, дворцах пионеров и станциях юных техников занимались 130 тыс. человек. Ежегодно проводились соревнования союзных республик. С распадом империи картинг пришел в упадок, как и весь спорт в те годы.

Фото 2.
Как ездить на картинге в первый раз

Современный Карт — это микролитражный автомобиль на маленьких колесиках, без кузова, дифференциала и упругой подвески. Фактически он состоит из сиденья, рамы и маленького двигателя. Различают два вида картинга: прокатный и спортивный. Прокатный популярен как вид развлечения и доступен любому. Машины, используемые в прокатном картинге, не имеют коробки передач, управлять ими легко даже без водительских навыков. Все начинают с прокатного, многие потом переходят на ступеньку выше. Это спортивный картинг, который ориентирован на более подготовленных гонщиков, машины здесь более мощные и оснащены коробкой передач.

Фото 3.
Как ездить на картинге в первый раз

На профессиональных треках спортивный карт может сдаваться в прокат, но стоимость заезда на нем будет в разы выше — 10—15 тыс.


б. за шесть заездов, каждый по 15 минут. Те, кто уже жить не может без рыка мотора, обзаводятся собственными гоночными болидами — их цена колеблется от 5 тыс. до 8 тыс. евро. Резину приходится менять каждый день, комплект стоит в районе 200 евро. Удовольствие не из самых дешевых, но те, кому не по карману, всегда могут взять в прокат за 800 руб. машинку попроще и получить свою порцию кайфа. В Москве несколько десятков картодромов, обычно это целые комплексы с барами и ресторанами. Закрытые треки, где выдают даже обувь с комбинезоном, больше подходят для начинающих, тогда как под открытым небом уже гоняют профессионалы.

Фото 4.
Как ездить на картинге в первый раз

Вот интересно: Когда у самого Михаэля Шумахера спросили, чем картинг отличается от «Формулы-1», многократный чемпион не раздумывая ответил: «Практически ничем, разве что только в "Формуле-1" динамика разгона и скорости выше».

Фото 5.
Как ездить на картинге в первый раз

Многим людям кажется, что невозможно развить быструю езду на таких маленьких автомобилях. Однако это не так. Карты могут развивать скорость до 260 километров в час.

ХИТРАЯ ЗВЁЗДОЧКА

Скорость движения карта зависит от мощности и числа оборотов двигателя.


м мощнее мотор, тем быстрее разгоняется карт; чем выше число оборотов, тем большей может быть максимальная скорость. Но не только этими параметрами определяется темп езды машины. Напомним: двигатель и задняя ось (то есть колёса) соединены цепной передачей. Звёздочка, стоящая в моторе (она называется ведущей), всегда имеет 10 зубьев, а звёздочки на задней оси (ведомые) могут быть разными — от 80 до 83 зубьев. Чем больше зубьев на ведомой звёздочке, тем лучше карт разгоняется с места или набирает скорость от небольшой до средней. С другой стороны, чем меньше ведомая звёздочка, тем выше максимальная скорость.

Ведомые звёздочки меняют в зависимости от того, насколько сложна трасса. Если дистанция состоит из сплошных крутых поворотов и крутых подъёмов, лучше ставить звёздочку побольше (если пилот тяжёлый, кстати, тоже). На трассах с ровными длинными участками и плавными поворотами правильнее ориентироваться на «быструю» звёздочку.

Фото 6.
Как ездить на картинге в первый раз

Вождение карта имеет свои особенности. В первую очередь, в нем нет коробки передач и очень эффективная система торможения. В результате этого, машина имеет совершенно другие ходовые возможности. Она позволяет осуществлять очень быстрый разгон, а также и быстрое торможение.

Главным правилом при выполнении поворота является соблюдение как можно более пологой траектории. Это позволит не терять время на экстренное торможение и, соответственно, разгон. Здесь придерживаются формулы «внешний-внутренний-внешний».

Фото 7.


Как ездить на картинге в первый раз

Итак, вот нам девушки проводят обязательный инструктаж перед заездом в J-Kart. Показывают схему трассы и рассказывают правила. Т.к. мы тут все едем в первый раз, то понятия не имеем, что можно, а что нельзя.

Фото 8.
Как ездить на картинге в первый раз

А тут ведь не так просто. Кроме простых правил светофора и общих правил того, что нельзя вести силовую борьбу, есть еще куча сигналов флагами, которые нужно знать и соблюдать

Фото 9.
Как ездить на картинге в первый раз

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ

В картинге существуют два вида соревнований — кольцевые гонки и зимние трековые гонки по льду. На ледовых гонках останавливаться не будем, они проходят нечасто, а вот о кольцевых поговорим.

Чтобы определить порядок старта, проводятся квалификационные заезды. В соревнованиях разного уровня они могут проходить по-разному, но суть остаётся: тот, кто проехал официальный хронометрируемый круг (или участок) быстрее других, стартует первым. Во время старта до пересечения стартовой прямой нельзя совершать обгон. Если учесть, что в самом продвинутом юниорском классе «Ротакс Макс Юниор» стартуют до сорока гонщиков в одном заезде, то, когда лидеры уже сражаются за сантиметры гоночной трассы, хвост стартового пелотона ещё плетётся в стартовой зоне. Кстати, уровень профессионализма в этом классе такой, что результаты прохождения квалификационного круга часто отличаются меньше чем на одну секунду у двух десятков пилотов!


Во время гонки нельзя толкаться, выбивать соперника с трассы. Обязательно нужно пропускать тех, кто едет быстрее, и не создавать им помех. Старт гонке дают либо флагом, либо сигналом светофора. Старт может быть дан с места, как в «Формуле-1», или с хода.

Судьи на трассе подают спортсменам сигналы флагами. Флаги эти одинаковые для всех видов автоспорта, так что если будете смотреть по телевизору гонки «первой формулы», то увидите, как и там пилоты послушно следуют законам флаговой азбуки.

Финишный флаг. Чёрно- белый, клетчатый. Размер клеток, чередующихся в шахматном порядке, 10×10 см. Используется для оповещения соревнующихся о финише. Сигнал подаётся взмахами флага.

Красный флаг останавливает гонку. Водители должны немедленно прекратить гонку, поднять руку и, убедившись, что следующие за ним водители приняли сигнал, остановиться.

Чёрно-белый флаг. Поле флага разделено по диагонали на две равные чёрную и белую части (на языке автогонщиков — «пингвин»). Он предупреждает водителя о неспортивном поведении и информирует, что при следующем нарушении он будет исключён из соревнования или заезда.


Чёрный флаг («чёрная метка», совсем как у пиратов). Информирует водителя, что на следующем круге он должен привести свой карт в определённое регламентом место и явиться к руководителю гонки.

Чёрный флаг с оранжевым кругом. Информирует водителя, что его карт имеет техническую неисправность и что на следующем круге он должен устранить дефект в ремонтной зоне, после чего может продолжить гонку.

Фото 10.
Как ездить на картинге в первый раз

Зелёный флаг с жёлтым шевроном — фальстарт.

Голубой флаг с двумя красными диагоналями. Водитель должен немедленно прекратить гонку и вернуться в закрытый парк.

Жёлтый флаг — сигнал опасности. Водители должны снизить скорость и быть готовыми к возможной остановке. Если судьи активно размахивают флагом, то опасность очень серьёзная. В зоне жёлтых флагов запрещены любые обгоны.

Жёлтый флаг с красными полосами — скользкая дорога. Наиболее часто используется для сигнализации о разлитом масле либо о наличии луж.

Зелёный флаг — опасность миновала. Используется в двух случаях:

— для обозначения конца опасной зоны (показывается неподвижно) и места, с которого вновь разрешены обгоны;

— для подачи старта на тренировку или прогревочный круг. Показывается взмахами до выезда всех картов из стартовой зоны.

Белый флаг — на трассе медленно движущийся карт. При его остановке белый флаг немедленно заменяется жёлтым.

Голубой флаг. Информирует водителя, отставшего на круг, что его собираются обогнать один или несколько движущихся быстрее картов и им необходимо уступить дорогу.

Фото 11.


Как ездить на картинге в первый раз

Вот подиум. Опыт у насшей команды равный — собственно никакой, значит все в равных условиях. Кто же выиграет?

Фото 12.
Как ездить на картинге в первый раз

Победитель выберет себе приз 🙂

Фото 13.
Как ездить на картинге в первый раз

Фото 14.
Как ездить на картинге в первый раз

Фото 15.
Как ездить на картинге в первый раз

Сначала нам дали 15 минут на разогрев и знакомство с трассой. Несмотря на мелкие размеры машинки в карте оказалось достаточно удобно сидеть и управлять им. Только конечно на малых скоростях руль крутится очень тяжело (это после наших то машин с усилителями) и под конец всех заездов реально устаешь крутить баранку.

Фото 16.
Как ездить на картинге в первый раз


Так вот, сразу стало понятно, что залог успеха это точное и четкое вхождение в повороты. Собствено что тут выдумывать — все то же самое вы нарабатывали в гонках на компьютере. почему то мне сразу показалось это чем то аналогичным. Наверное потому, что за компьютером чувствуешь себя безопасно и разгоняясь и поворачивая на карте тоже понимаешь, что никуда ты не вылетишь и перевернешься (к этому вопросу мы еще вернемся).

Фото 17.
Как ездить на картинге в первый раз

В прогревочном заезде я приехал четвертым, а первым был Как ездить на картинге в первый разruslandiya, за ним уже Настя и Как ездить на картинге в первый разstassavenkov. За мной остался Как ездить на картинге в первый разdpmmax и Азалия Первое время нужно было хоть попробовать как он разгоняется и как тормозит. Тормозит он надо сказать четко. Я не нажимал сильно ни на газ не на тормоз, но ускорялся карт и тормозил просто офигенно.

Фото 18.
Как ездить на картинге в первый раз

Для того, чтобы выяснить кому в каком порядке стартовать на турнире, нам дали возможность проехать определенное количество кругов и кто каким по счету их проедет, тот и будет занимать такую позицию на старте.

Фото 19.


Как ездить на картинге в первый раз

Повороты я уже запомнил и в этот раз я пришел третьим. Как ездить на картинге в первый разruslandiya опять был первым, уж очень хорошо у него получалось прямо с ходу. Разрывы были небольшие и мы выстроились на стартовой площадке.

Фото 20.
Как ездить на картинге в первый раз

И вот началась гонка. Через пару кругов получилась какая то заварушка и карт Как ездить на картинге в первый разstassavenkov конкретно прижали к борту и въехали в него пару других картов и пока он отдышался, то потерял много времени и уже отстал от тройки.

Я тут кое как маневрами и разгонами внезапно оказался на втором месте прямо за лидером Как ездить на картинге в первый разruslandiya.

Фото 21.
Как ездить на картинге в первый раз

Как вот обогнать соперника на трассе ? Прямых участков мало, он тоже умеет жать на газ, на прямой обойти почти не реально. На поворотах сопериник входит в них по внутреннему радиусу, т.е обгонять надо по внешнему, но это менее эффективная траектория. А тут еще и ширина трассы невелика для таких масштабных маневров.

Фото 22.
Как ездить на картинге в первый раз

В общем я гнал за лидером в надежде на ошибку.

Фото 23.
Как ездить на картинге в первый раз

И тут вдруг перед одним из поворотов его реально занесло и карт проехался боком от внутреннего радиуса почти к внешнему и приоткрыл заветное расстояние, куда я прошмыгнул. Не поверив своему счастью я нажал на газ и погнал.

Потом через несколько кругов Руслан приблизился ко мне на опасное расстояние для атаки, но опять допустил ошибку в повороте и немного отстал. В общем первым было ехать тяжело — нет ориентира за кем следовать и постоянно приходится смотреть назад, чтобы понимать нормально ты едешь или нужно быстрее.

Хоть и говорят, что правильно нужно ездить без заносов, но на самом деле машину заносит постоянно. Иногда кажется что ты приличное расстояние на повороте едешь просто боком. Вероятно это зависит от шин на карте и поверхности гоночного трека.

Фото 24.
Как ездить на картинге в первый раз

И вот я преодолел финишную прямую. Это было супер. Первый раз участвовать в гонках на картах, первый раз ехать на карте и в упорной борьбе приехать первым — это вот тот самый адреналин и те самые эмоции, которые мне так понравились и я обязательно буду ездить еще!

Фото 25.
Как ездить на картинге в первый раз

Ну пока вы смотрите наши фотографии на пьедестале почета в клубе "J-Kart" в Питере, мы вернемся к вопросу о возможности переворота на карте.

Что говорят официальные источники:

Карты на крытых трассах могут развивать скорость до 90 км/ч, а на открытых — до 200 км/ч и больше, но разбиться на карте маловероятно. «Боковые короба, передний и задний бамперы защищают гонщика и механизмы карта при столкновении. Цепная передача закрыта кожухом, который не позволяет цепи отлететь в сторону. Тормозная тяга дублируется тросиком. В картах с тормозами на все четыре колеса передний и задний контуры действуют независимо, и при отказе одного можно затормозить вторым. Снизу рамы расположена пластина, на которую опираются ноги. Да и чтобы перевернуться, нужно уж очень постараться. Обычно даже у сорвиголов не получается это сделать», — успокаивает рекламные проспекты клубов.

Фото 26.
Как ездить на картинге в первый раз

Что нам говорит физика:

."…опрокидывающий момент равен произведению силы инерции на высоту центра тяжести и угол наклона поверхности на ширину колеи.. В свою очередь сила инерции прямо пропорциональна квадрату скорости и обратно пропорциональна радиусу поворота…Опрокидывание начинается в момент, когда реакция на противоположном колесе становится равна 0. Реакция в свою очередь зависит от полной массы и коэффициента сцепления…

Т.е говоря по простому — с таким соотношением высоты центра тяжести к колее получается огромная критическая скорость по опрокидыванию + для опрокидывания нужна огромнейшая сила + максимально возможно крутой радиус поворота… чет как-то слабо верится что 13 л.с. дают такую силу…+ вопрос — а как же тогда спортивные карты ездят где и мощности совершенно другие и резина…??"

Фото 27.
Как ездить на картинге в первый раз

А теперь, что говорят сами гонщики:

"Итак, для успеха в данном деле требуются:
1. Хороший держак (в моем случае это была трасса в Аркаде, где держак и так неплохой + спортивная резина. Подозреваю, что в том месте можно обойтись и прокатной). "+" Ирику.
2. Отсутствие отбойника, так что "+" Максу
Чтобы наверняка, можно иметь за спиной 13 л.с. двигатель, как в моем случае, хотя думаю хватит любого )))

Как все было: собран карт 13 л.с. без отбойника на спортивной резине. Сажусь тестировать. Первые два круга уходят на проверку систем. 3-4 круг — пробую управляемость, карт дает понять, что в пределе скользит мордой наружу. Но походу это как раз резина прогревалась :))), потому что пятый круг — первая попытка поехать побыстрее, первая атака поворота (первая шпилька на нижнем уровне) и карт уже лежит на мне сверху :)))

Насчет спортивного картинга — во первых, у него колея гораздо шире, чем у прокатной рамы. Во-вторых, они не ездят (по крайней мере,я не слышал) по прорезиненным покрытиям,а на асфальте нет такого держака. В данном случае резина просто приклеилась к трассе. Это наблюдается ,когда нагудронено "по самое не могу".

Ну и еще момент, в спортивном картинге нет таких узких разворотов,нет мест где карт приходится так резко закладывать… Хотя более важны все-таки колея и держак. Возможно еще центр тяжести повыше."

Ну и конечно можно перевернуться неудачно влетев в отбойник или в другой карт.

Фото 28.
Как ездить на картинге в первый раз

А тут мы решили подурачиться и сделать постановочные фото.

Как ездить на картинге в первый раз

Ну как бы типа я проиграл, а Азалия выиграла

Фото 30.
Как ездить на картинге в первый раз

Вот я типа грущу.

Фото 31.
Как ездить на картинге в первый раз

Короче, мне очень понравилось. Наверное больше всего эмоций той поездки в Питер я получил именно на картинге. Теперь я знаю, что делать, когда мне захочется украсить чем то свободное время.

Фото 32.
Как ездить на картинге в первый раз

Напомню вам, мы все это проделывали в Санкт-Петербурге, в клубе "J-kart", который находится на ул. Гаккелевская, д.21а. Международный Бизнес Центр. 4 этаж, Email: JokerKart@yandex.ru,

Как ездить на картинге в первый раз

Партнеры БЛОГ-ТУРА, без которых это замечательное мероприятие бы не состоялось:

              Как ездить на картинге в первый раз                   Как ездить на картинге в первый раз Как ездить на картинге в первый раз

masterok.livejournal.com

Картинг: советы начинающему

Как ездить на картинге в первый раз

Карт — машина простая, послушная, но именно это и захватывает. В ее конструкции ничего сложного нет: рама, четыре колеса, рулевая колонка, двигатель, газ, тормоз… и, собственно говоря, все. Отсутствие коробки передач, наличие всего двух педалей (левая — тормоз, правая — газ).

С картинга начинали все чемпионы: за рубежом уже в четыре года детей сажают в низенькую машинку с маломощным мотором, и уже к школьному возрасту вундеркинды показывают впечатляющие результаты. А взрослые? Картинг сегодня — одно из самых популярных корпоративных развлечений: ведь так приятно обогнать своего начальника, подняться на верхнюю ступеньку пьедестала почета и вылить за шиворот главному бухгалтеру призовое шампанское! И никто не обидится, и все довольны, и ты победитель!

Впрочем, можно приехать на картодром индивидуально. Вам выдадут комбинезон, шлем, дадут карт (как правило, с двигателем «Хонда» в шесть или девять лошадиных сил), объяснят правила и выпустят на трассу. На десять минут, но, поверьте, для начала вам хватит и этого. Сразу великим гонщиком вы не станете, но сладкий запах азарта почувствуете. Хотите? Тогда — вперед, на картодром. И, чтобы не растеряться по прибытии в колыбель автоспорта, начнем с нескольких основных советов.

Прежде всего, не торопитесь. Автоспорт в любом его виде — штука, требующая тщательного, взвешенного подхода. Понаблюдайте за теми, кто сейчас на трассе: среди них наверняка окажется наиболее быстрый пилот, проходящий трассу по наилучшей траектории на наилучшим образом отрегулированном карте. Запомните номер лидирующего карта, он вам еще пригодится!

Как ездить на картинге в первый раз
Картинг — это серьезный вид автоспорта!

Изучите трассу. На каждом картодроме есть специальный балкончик или возвышение, с которого просматривается вся траектория кольца, по которому вам предстоит нарезать круги. Оцените повороты, мысленно наметьте оптимальные точки вхождения в них. Помните, что лучше войти в поворот по широкой траектории, не теряя оборотов двигателя на торможении. Лучше аккуратно сбросить газ, чем резко ударить по тормозам: легкую машинку может закрутить, а то и просто вынести с трассы, а тогда придется звать на помощь маршалов, чтобы они вытащили вас вместе с картом из-под покрышек, которыми трасса огорожена.

Поговорите с маршалами — работниками картодрома. Они, как правило, разговорчивые и знающие люди, новичку помогут советом, поспособствуют в выборе подходяще настроенного карта — затем туда и поставлены. Разобравшись с трассой, отправляемся за обмундированием. Подберите себе костюм и шлем по размеру. Не пренебрегайте перчатками: нет ничего хуже, чем соскользнувшие с рулевого колеса руки во время сложного виража! А кроме того, перчатки предохранят вас от возможных ожогов, если вы положите руку на двигатель — он не защищен кожухом и довольно-таки горяч, без перчаток можно сильно обжечься. Подберите шлем точно по размеру: защитить голову просто необходимо.

Несколько слов об обуви: она должна быть удобной. Лучше прихватите из дома любимые кроссовки (в особенности это касается прекрасных дам, даже за рулем не желающих расставаться с каблуками), и вам не придется тогда ставить ногу в неестественную позицию. Помните, от того, насколько своевременно вы будете нажимать на педали, зависит 40% вашего успеха. Правильное сочетание «тормоз — газ» (ни в коем случае не одновременное нажатие: результатом будут лишь сожженные тормозные колодки и поврежденная резина, а плюс ко всему внимательный маршал покажет вам черный флаг и по правилам снимет с заезда) во многом гарантирует вам верное прохождение траектории и хороший результат.

Как ездить на картинге в первый раз
Вот на таких машинах предстоит бороться за победу!

Никакого алкоголя. То есть совсем. То есть абсолютно. Даже если вы не пьянеете от рюмочки-другой. Даже если считаете, что бокальчик пива не помеха десятиминутному заезду. Попомните мои слова: десятиминутный заезд с бокальчиком пива внутри способен перерасти в настоящий кошмар — болтанка внутри карта довольно сильная, и, поверьте, вам не доставят удовольствие ни пиво, ни гонка. Лучше после гонки сесть и расслабиться. Но не до. Ни в коем случае.

Забудьте о страшных мифах «карт перевернется и задавит меня». Машинка эта с низкой посадкой, широкая и потому очень устойчивая. Но от столкновения с другим картом вас может весьма сильно тряхнуть и ударить о спинку кресла. Именно поэтому женщинам и детям на картодромах выдают специальные жилеты. Так что постарайтесь не таранить соперника, лучше обгоните его на прямой или обойдите в повороте по более выгодной траектории, именно это и называется fair play.

И — еще раз! — не торопитесь. Изучите картодромы, выберите наиболее понравившийся — и только тогда вперед!

Теперь несколько рекомендаций по самым популярным и наиболее подходящим для новичка картодромам Москвы.

Картинг-клуб «100 процентов» на Щелковском шоссе — одна из наиболее красиво оформленных и удобных для посетителей крытых трасс. Целиком обнесена пластиковым заслоном, поэтому в кафе и ресепшен-зону не долетает рев машин, при этом посетители могут беспрепятственно наблюдать за ходом гонки. Персонал приветлив и активен, маршалы любезны и новичкам с радостью подскажут что и как. В зимнее время осуществляется подогрев трассы, чего нет ни на одном из московских картодромов. Как результат — машина не будет скользить из-за низкого сцепления непрогретой резины с холодной трассой, ездить зимой комфортно и безопасно. Минусы — собственно в трассе: она короткая и очень широкая (спокойно могут проехать три карта в ряд), пространство для маневров огромно, а каких-либо хитрых участков практически нет. Кроме того, трасса очень простая. Все повороты, даже лихо закрученная «шпилька», проходятся посредством игры газом или торможения рулем. И еще из минусов: практически все повороты на этой трассе — левые, поэтому после десятиминутного заезда соответствующая сторона вашего тела будет несколько побаливать.

Как ездить на картинге в первый раз
На трассе возможна жесткая борьба

«10 дюймов» — самый широко разрекламированный московский крытый картодром: именно там снимался видеоклип популярной группы Uma2rman «Формула-1», там проводятся корпоративные вечеринки разных спортивных телепрограмм, в том числе и российской редакции трансляции гонок «Формула-1». Кроме того, это единственный из московских картодромов, расположенный в пределах Третьего транспортного кольца. До него относительно просто добраться, но, приехав без предварительного звонка, вы рискуете оказаться в длиннющей очереди, ожидающей, пока закончится очередная корпоративная вечеринка. Трасса очень простая, здесь есть всего одна сложная «шпилька», и новички адаптируются уже круге на четвертом. К числу безусловных плюсов трассы следует отнести удобно расположенное табло: в течение гонки вы сразу с трех точек трассы можете видеть свой результат: каким вы едете, какова ваша скорость прохождения трассы. Слежение за собственным результатом стимулирует и улучшает навыки пилотирования.

«Серебряный дождь» на Варшавском шоссе — одна из самых интересных московских крытых трасс и, пожалуй, самая продвинутая с технической точки зрения. Карты, используемые на этой трассе, не закупаются у иностранных производителей, а собираются непосредственно в мастерских автоцентра. Поэтому маршалы всегда в курсе, что, как и почему происходит с каждой конкретной машиной. Слушайте маршалов, особенно на этой трассе. О самой трассе. Она двухуровневая: на ней есть замечательный мостик, съезд с которого заканчивается 90-градусным поворотом и въездом в туннель. Кроме того, на трассе присутствуют два скоростных правых поворота и авантюрная «эска» (она расположена ровно под мостом). Будьте осторожны именно на съезде с моста и в «эске»: незадачливые новички застревают именно там — есть опасность врезаться в остановившегося соперника. Здесь есть, где обгонять, немало места для маневра. Кроме того, саму трассу постоянно совершенствуют, то сужая, то расширяя ее, — в зависимости от того, как ведут себя на трассе гонщики.

Картодром «Лидер» расположен на Симферопольском шоссе, недалеко от Подольска. Это настоящая профессиональная трасса, где каждый поворот имеет свой угол атаки, где малейшая ошибка стоит грандиозного вылета. И отбор пилотов там тоже весьма квалифицированный: сперва всем дают 9-сильные карты, и лишь показавшим внятные результаты дается разрешение на прокат 13- и 15-сильных картов, а потом и 20-сильных с профессиональными двигателями от Rocket. Но это уже для тех, кто не мыслит себя без картинга. Поэтому новичкам ехать в «Лидер» на первых порах лучше не стоит. Потренируйтесь на других, более простых картодромах. Освойтесь с машинками с двигателями в 6 и 9 лошадиных сил, а там — кто знает? Любительский картинг не знает возрастных преград. Ему, кажется, вообще преграды неведомы.

Ссылки по теме

  • Ассоциация картинга
  • Клуб "10 дюймов"
  • Картинг-центр "100 процентов"
  • Картинг-центр "Серебряный дождь"

www.carseller.ru

Рассказ о технике пилотажа начнем с усвоения (или повторения) основных особенностей Вашей машины (карта) по сравнению с другими автомобилями.

1. Базовые правила

Среди основных особенностей карта стоит отметить следующие черты:
1. Жесткий и чуствительный руль.
С одной стороны, он «передает» Вам все неровности трассы и требует постоянных силовых нагрузок. С другой стороны, даже небольшой поворот руля обычно сильно изменяет траекторию машины, направление движения.
2. Сравнительно высокий коэффициент сцепления колес с асфальтом.
Очутившись впервые за рулем карта, Вы наверняка испытывали удивление от того, насколько хорошо (по сравнению с обычным автомобилем) он «держит» дорогу.
3. Крайне низкое расположение центра тяжести машины делает почти невозможным ее переворачивание. «Уши» случаются только при столкновениях, а грубые ошибки пилотирования могут окончиться разве что разворотом (но не переворотом!)
4. Низкое расположение пилота и жесткость подвески весьма сильно изменяют ощущения скорости, движения, дороги.
5. Тормозная система карта обычно работает намного жестче и эффективнее, нежели на серийном автомобиле. Эта особенность тоже имеет двоякий эффект: она одновременно повышает возможности пилотирования и риск потери управляемости машины при слишком резком торможении.
6. Отсутствие на большинстве картов коробки передач снижает Вашу способность управлять работой двигателя. Вы не можете перейти для торможения на более низкую передачу: единственное, что можно сделать, отпустить педаль газа.
7. Отсутствие сцепления (или автоматическое сцепление) вкупе с низкой мощностью мотора заставляют гонщика уделять большое внимание оборотам двигателя. Снизив их до минимума Вы потеряете уйму времени на то, чтобы опять разогнать машину до нужной скорости.

Начинающие пилоты довольно часто, особенно, если они пересели в карт с обычного автомобиля, недооценивают ходовые возможности этой неказистой машинки.

Отсюда первый совет: начните с того, чтобы попробовать, насколько Ваш карт поддается управлению, постарайтесь ощутить степень его сцепления с дорогой, возможности торможения, поворачиваемость, динамику. Постепенно Вы сможете повысить скорость движения, одновременно усваивая уверенность в возможностях машины и собственных силах. Однако, будьте бдительны: с большой долей вероятности, настанет момент, когда Вы почувствуете слишком много уверенности и совершите свою первую ошибку. Вас сорвёт и вынесет с трассы. Это не страшно. Это даже хорошо: искусство пилотирования — это балансирование на грани рассудка и риска.

Почти очевидно, что наравне с навыками владения машиной, для гонщика важна и способность выбора правильной траектории движения. Может быть, даже более важна…

Двигаясь по правильной траектории Вы можете максимально использовать возможности Вашего двигателя, поддерживать высокие обороты и высокую скорость, минимизировать необходимые торможения, а также занимать выгодную позицию при борьбе на трассе с другими гонщиками.

Естественно, что вопрос траектории встает наиболее остро при прохождении поворотов (в автогонках, вообще, повороты намного важнее прямых). Но и повороты все не похожи друг на друга и ситуации в гонке бывают разные, поэтому универсальных рецептов нет: все зависит от ситуации. Но есть базовые правила (мы насчитали пять), которые работают в большинстве таких ситуаций.

Первое базовое правило: стараться проходить поворот по наиболее пологой кривой. При этом, обычно используется вся ширина полотна трассы. Это правило называется «внешний — внутренний — внешний». Т.е., Вы приближаетесь к повороту по внешней стороне трассы, зайдя в поворот, оказываетесь у его внутренней границы (эта точка иногда называется «апекс»), а на выходе из поворота опять «откатываетесь» к внешней стороне.

Второе базовое правило: в большинстве случаев кратчайшая траектория — совсем не самая быстрая. Некоторые новички, стараясь выиграть время, проходят повороты по внутренней части (по малому радиусу). Но для того, чтобы удержать машину в таком крутом повороте, Вам нужно сильно сбросить скорость. В итоге это обернется потерей времени. Уж поверьте!

Третье базовое правило: оптимальная траектория обычно отличается от геометрически правильной дуги, она несимметрична относительно биссектрисы поворота. Дело в том, что динамика торможения карта значительно превосходит динамику его разгона. Поэтому Вам выгоднее медленнее въехать в поворот и побыстрее из него выехать. Таким образом, чаще всего, в поворот лучше заходить «глубоко», тормозить как можно позже, а точку касания внутренней грани полотна относить как можно дальше. Тогда дуга выхода из поворота будет у Вас более пологой, чем вход и разогнать машину будет намного легче. Посмотрите на схему: красным на ней отмечены биссектриса поворота и «геометрически правильная» кривая сглаживания. А белым — оптимальная траектория с точкой апекса.

001(1)

Четвертое базовое правило: избегайте заноса, оставьте его для ралли. В заносе Вы сильно теряете скорость и обороты двигателя. В большинстве случаев, чистое прохождение поворота «вкатыванием» даст Вам ощутимый выигрыш в скорости и времени.

Пятое базовое правило: торможение осуществляется до поворота, когда Ваши передние колеса еще стоят прямо. В противном случае Вы сильно рискуете бросить карт в занос.

Тут мы вплотную подошли к фазам прохождения поворотов и типам поворотов… Но об этом — в следующей главе.

А напоследок еще совет: лучшая школа для начинающего пилота — это наблюдение за более опытным гонщиком во время его движения по трассе. Техника обучения состоит в том, чтобы ездить у него в хвосте, наблюдать за ним и повторять его траектории. Но при этом попросите его не очень быстро ехать т.к. в противном случае Вы не пройдёте и одного поворота
2. Стадии и траектория прохождения поворота
В прошлый раз мы остановились на том, что процесс прохождения поворота может быть разделен на отдельные фазы или стадии. Давайте рассмотрим каждую из них чуть подробнее.

Стадия 1. Подход к повороту.

Тренеры по теннису говорят, что 60% правильного удара заключено в процессе подхода к мячу. Не уверенны насчет процентов, но важность подхода к повороту (прямая аналогия!), наверное, не меньше. На этой стадии Вам нужно правильно подготовиться к прохождению поворота.

Две основные задачи: оказаться перед самым началом маневра в правильной точке и иметь при этом правильную скорость. Первая задача решается обычно выходом к внешнему краю дорожного полотна. Однако здесь есть нюансы: специфика самой трассы или ее состояние (например, лужи), а также атакующий сзади соперник могут заставить Вас двигаться не по оптимальной траектории… Хотя не будем отвлекаться, рассмотрим пока идеальный вариант…

Итак, Вы выходите к внешней стороне поворота и должны теперь скинуть скорость, чтобы при повороте карт не потерял сцепления с дорогой. Хитрость в том, что сделать это нужно как можно позже, чтобы не потерять драгоценного времени, но не настолько поздно, чтобы «проскочить» поворот. Большего на словах не объяснишь. Пробуйте и учитесь на ошибках.

Стадия 2. Вход в поворот.

Это начало изменения траектории Вашей машины. Вы отпускаете тормоз и начинаете поворачивать руль.

Здесь вы прежде всего следите за правильным углом поворота колес и соблюдением выбранной траектории. Обычно, на этой стадии не используется газ, но это сильно зависит от конфигурации поворота и Вашей техники прохождения.

Стадия 3. Движение по дуге, проход апекса.

На этой стадии Вы должны пройти как можно ближе от точки касания внутренней границы трассы (апекса), продолжая двигаться по дуге траектории. При небольших ошибках пилотирования направление движения можно (но нежелательно) корректировать легкими движениями руля или газом.

Совет: поскольку при интенсивном повороте Ваш карт все равно будет немного «сносить» наружу, попробуйте «целить» не мимо покрышек, ограждающих трассу, а так, как если бы Вы собирались их немного задеть. Возможно, это поможет Вам пройти ближе к апексу, не задев при этом отбойник.

Стадия 4. Выход из поворота.

Он начинается в тот момент, когда Вы прошли «внутреннюю точку». Теперь Вам нужно начать ускорение, одновременно распрямив траекторию движения.

В идеальном варианте, для этого Вы должны опять откатиться к внешней стороне трассы. И не «распрямляйтесь» слишком резко, это сломает всю плавность Вашей траектории.

Теперь, в качестве награды за Ваше терпение посмотрим схему:

002

В данном случае, поворот достаточно пологий и широкий, чтобы пройти его совсем без скольжения. Но вот, если это 180-градусная шпилька, то небольшого сноса избежать будет трудно. Здесь пригодится совет о рулении «в покрышки».

Посмотрите, как выглядит траектория такого поворота и его стадии на рисунке 2:

003

Теперь вернемся к нашей оговорке про нюансы выбора траектории. Она может не быть оптимальной, если перед Вами возникают «отягчающие обстоятельства». На мокрой трассе, если Вы уже знаете, что до или после поворота расположилась солидная лужа, Вам будет лучше изменить траекторию, нежели рискнуть удержать поворот в состоянии аквапланирования. Почти такое же влияние на сцепление колес с дорогой может оказать песок или другое загрязнение трассы.

Траектория также может корректироваться в результате «защитной» езды, когда вы знаете, что у вас «на хвосте» висит соперник. Тогда оптимальная траектория может оказаться весьма уязвимой для его атак и Вам придется постоянно перекрывать ему возможности обгона в ущерб скорости прохождения поворотов.

Третий немаловажный фактор, который может повлиять на прохождение данного поворота,— сама конфигурация трассы, вернее, наличие вблизи других поворотов. В таком случае Вы должны думать не о правильном прохождении данного виража, а об оптимальном прохождении всей связки.

Основное правило здесь: как можно быстрее выйти из последнего поворота. А, значит, войти в него нужно достаточно широко. Соответственно, предыдущий может проходиться медленнее, чем если бы он стоял особняком… Рассмотрим схему:

004

На рисунке 3 Вы видите так называемую «эску»: «S»-образную связку из двух противоположно-направленных поворотов. Поскольку короткое сопряжение между ними не дает возможности нормально подготовиться ко второму повороту, то первый приходится проходить чуть медленнее, с «узким» выходом. Зато Вы оказываетесь достаточно «широко» по отношению ко второму повороту связки и получаете возможность выйти из него с нужной скоростью..

Обсудить на форуме

mirgonok.com.ua

  •      В этой статье расскажем, как грамотно управлять картом, чтобы сохранять высокую скорость и добиваться прохождения трассы за самое короткое время.

Базовые правила управления.

  • 1. «Внешний – внутренний – внешний». Проходить поворот на наиболее пологой кривой, используя при этом всю ширину полотна трассы. Суть правила в том, что приближаться к повороту следует по внешней стороне трассы, зайдя в поворот, необходимо находиться у его внутренней границы (апекса поворота – точка касания траектории внутренней точки поворота), а выходить из поворота, вновь откатываясь к внешней стороне трассы.
  • 2. Самая короткая траектория – не самая быстрая. Прохождение поворотов по малому радиусу, т.е. по внутренней части трассы, требует удержания карта на таком крутом повороте за счет сильного сбавления скорости. Это ведет к серьезной потере времени.
  • 3. Медленно въехать – быстро выехать. Оптимальная траектория, как правило, не является геометрически правильной, а наоборот не симметрична относительно биссектрисы поворота. Это объясняется тем, что динамика торможения карта сильно превосходит динамику разгона. Именно поэтому  лучше медленно въезжать в поворот и быстро из него выезжать. Рекомендуется заходить в поворот глубоко, тормозя для этого как можно позже, и относить апекс поворота как можно дальше. В результате дуга поворота будет более пологой, и разогнать машину на выходе будет легче.
  • 4. Оставь занос для ралли! В заносе карта сильно теряется скорость и обороты двигателя. Прохождение поворота вкатыванием дает выигрыш в скорости и времени, поэтому необходимо избегать заносов.
  • 5. Тормозить до поворота, когда передние колеса еще стоят прямо. Иначе заноса можно не избежать.
  •    Эти правила необходимо знать каждому, даже новичку, для начала в теории. Практика позволит отработать все нюансы и довести управление картом до автоматизма.
  •      Теперь поговорим об управлении картом поподробнее.
ОДИНОЧНЫЙ ПРОСТОЙ ПОВОРОТ НЕБОЛЬШОЙ КРУТИЗНЫ
Как ездить на картинге в первый раз Как говорилось ранее, прохождение поворотов требует максимального спрямления траектории. Оптимальная траектория на рисунке изображена в виде голубой линии.  Закончить тормозить нужно до начала поворота и ни в коем случае не тормозить внутри поворота!  Начало разгона, как правило, совпадает с апексом. Профессионалы советуют начинать разгон тогда, когда вы почувствуете, что карт достаточно стабилен, и можно увеличить скорость без опасности скольжения. Правильно определять момент начала разгона вы научитесь на тренировках в школе картинга.
БЫСТРЫЙ ПОВОРОТ
Как ездить на картинге в первый раз Быстрый поворот есть на трассе клуба активного семейного отдыха «33 мили». Рисунок отражает момент начала поворота, прохождение апекса и выход из поворота. Траектория максимально спрямленная. Выполнять быстрый поворот нужно плавно, без резких поворотов руля.
  ПОВОРОТ-ШПИЛЬКА
Как ездить на картинге в первый раз Первая часть поворота: необходимо глубоко войти в поворот, направить карт к внешней стороне поворота, т.е. повернуть поздно.        Вторая часть поворота, благодаря первому маневру, может быть пройдена как быстрый поворот. Жертвуя скоростью в начале поворота, можно рано выпрямить траекторию по окончании поворота, набрав большую скорость на выходе. Правильно определять момент начала разгона вы научитесь на тренировках в школе картинга.
ПОВОРОТ НА 90 ГРАДУСОВ
 Как ездить на картинге в первый раз Первый способ прохождения поворота на 90 градусов. Позднее прохождение апекса поворота для того, чтобы раньше начать интенсивный разгон.
Как ездить на картинге в первый раз Второй способ прохождения поворота на 90 градусов. Прохождение поворота по траектории с постоянным и максимально возможным радиусом. Эта траектория более плавная и предполагает более позднее торможение, а потому является удобной для выполнения обгона в повороте. Производится ранний вход в поворот, а начать разгон будет возможно только через некоторое время после прохождения апекса.
ДВОЙНОЙ АПЕКС
Как ездить на картинге в первый раз Иногда можно найти такую траекторию, которая позволит пройти два следующих друг за другом поворота, соединенных короткой прямой, как один поворот. Траектория выхода из первого поворота является в то же время траекторией входа во второй поворот.     В некоторых ситуациях более эффективным оказывается глубокий вход в первый поворот без касания его апекса. Тогда при прохождении второго поворота следует распрямить траекторию. 
ПОВОРОТ С УВЕЛИЧИВАЮЩИМСЯ РАДИУСОМ
Как ездить на картинге в первый раз Особенность поворотов этого типа в том, что после апекса поворот «распрямляется», т.е. радиус поворота увеличивается. Лучше всего проходить такой поворот с ранним апексом, т.к. появляется возможность значительного спрямления траектории из-за увеличения радиуса. Заключительная фаза такого поворота – «прямая», на которой происходит интенсивный разгон. 
 ПОВОРОТ С УМЕНЬШАЮЩИМСЯ РАДИУСОМ
Как ездить на картинге в первый раз В таком случае при прохождении поворота необходим широкий вход и относительно поздний апекс. Если перед поворотом следует длинный прямой участок трассы, то позднее торможение даст возможность продлить расстояние, на котором карт движется с максимальной скоростью. Время прохождения поворота по такой траектории будет минимальным. 
  Самое главное при прохождении поворотов – найти «золотую середину» между моментом входа и моментом выхода в зависимости от конфигурации конкретного поворота. 

СПОСОБЫ ПРОХОЖДЕНИЯ СВЯЗОК ПОВОРОТОВ

Связка поворотов (серия поворотов) – это несколько поворотов, которые следуют непосредственно друг за другом и не разделены прямыми участками.

Самый важный принцип: в связке поворотов, за которым следует прямая, самым важным поворотом является последний.Таким образом, если связка состоит из двух поворотов, то в первом повороте приходится жертвовать скоростью и временем для того, чтобы наиболее оптимальным образом пройти второй поворот. Это позволит, завершив последний поворот в серии, выйти на прямую с максимальной скоростью.

Рассмотрим s-образную связку поворотов.

  • Проходя s-образную связку поворотов, после которой идет прямой участок трассы, нужно пожертвовать входом в первый поворот для того, чтобы хорошо войти и выйти из второго поворота.
  • Если серии поворотов предшествует длинный прямой участок трассы, то нужно тормозить как можно позже и проходить первый поворот по максимально спрямленной траектории. Благодаря этому карт дольше будет двигаться с максимальной скоростью, которую удалось набрать на прямике. Таким образом, потери времени из-за более позднего разгона.
Как ездить на картинге в первый раз Целью траектории, изображенной на рисунке, является оптимальный выход из второй шпильки. Для этого прохождение первого поворота осуществляется по широкой траектории. Широкая траектория прохождения первого поворота позволяет рано выйти из второго поворота на прямую и начать разгон.
Как ездить на картинге в первый раз Данная иллюстрация показывает, что выход из связки наиболее важен, т.к. второй поворот – это быстрый поворот с выходом на прямой участок трассы.     Первый правый поворот с поздним апексом – основа для прохождения второго поворота на максимальной скорости. 
Как ездить на картинге в первый раз В третьем случае самой важной является первая часть связки, т.к. это быстрая часть, которую нужно пройти по максимально спрямленной траектории до апекса второго поворота. Начинать торможение нужно только перед вторым поворотом. Вот почему траектория второго поворота не будет оптимальной. Однако выигрыш возникнет за счет максимально быстрого прохождения первой части связки.
УПРАВЛЕНИЕ КАРТОМ НА ПРЕДЕЛЕ СЦЕПЛЕНИЯ

    Основные органы управления картом – это педали и руль. Руль позволяет управлять передними колесами, а педали – задними. Очень важными являются два типа поворотов – медленные и быстрые. Их необходимо изучить более подробно.

МЕДЛЕННЫЕ ПОВОРОТЫ

      При прохождении таких поворотов нужно иметь избыточную поворачиваемость, под которой понимается некоторое скольжение задней оси. Выиграть время в медленном повороте можно за счет поворота задней оси на угол, больший, чем радиус поворота. Чем медленнее поворот, тем точнее нужно «выставить машину». Далее должна последовать пауза перед началом разгона – разгруженные задние колеса начнут скользить. Для восстановления полного сцепления колес с покрытием после заноса нужно начать работу газом и рулем.

БЫСТРЫЕ ПОВОРОТЫ

 

33mili.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.