Что такое тулуп

Если в детстве мы все задавались вопросом, почему самый известный в народе прыжок в фигурном катании назван в честь такого элемента нашего гардероба, как тулуп, то по мере взросления все эти тулупы и аксели настолько плотно вошли в жизнь любителя спорта, что мы продолжаем называть их правильными именами, даже не задумываясь о происхождении этих названий. Однако, каждое из них имеет свою историю.

Для начала же отметим, что в современном фигурном катании используется всего шесть видов прыжков, которые разделены на две подгруппы, по три в каждой. Реберные прыжки названы так, потому что для их исполнения фигурист отталкивается ото льда ребром своего конька. К ним относятся такие прыжки, как сальхов, риттбергер и аксель. К носковым, или зубцовым прыжкам, для исполнения которых необходимо отталкиваться носком, на котором расположены специальные зубцы, относятся флип, лутц и полюбившийся нам тулуп.

Тулуп


С тулупа предлагаем и начать наше знакомство с прыжками в фигурном катании. Название его происходит от двух английских слов toe loop, что в переводе означает «петля на носке».

Впервые тулуп был выполнен американским фигуристом Брюсом Мэйпсом в 1920 году. Сначала фигуристы исполняли просто тулуп, затем научились делать двойной тулуп. Тройной же тулуп, который можно чаще всего видеть в исполнении фигуристов в современном спорте, впервые был засчитан на чемпионате мира 1964 года фигуристу по фамилии Литц. Для того, чтобы рискнуть прибавить к этому прыжку еще один оборот, фигуристам потребовалось 19 лет. И вот на ЧМ-1983 советский спортсмен Александр Фадеев впервые его исполнил. Однако судьи прыжок не засчитали, усмотрев в нем ошибку. Премьера отложилась еще на пять лет – до 1988 года, когда на чемпионате мира блеснул канадский фигурист Курт Браунинг. Но и он допустил помарки. Идеальный четверной тулуп выполнили лишь в 1991 году. На чемпионате Европы отличился россиянин Алексей Урманов.

Женщинам пока покорился лишь прыжок в три оборота, хотя попытки исполнить четверной тулуп предпринимались и представительницами прекрасной половины человечества. Первой это в 1991 году сделала темнокожая фигуристка из Франции Скурия Бонали – неудачно. С тех пор чисто исполнить четверной тулуп девушкам так и не удалось. Есть информация, что на тренировках прыжок иногда поддается японской спортсменке Микки Андо, но, одно дело исполнить его на тренировке, и сосем другое – на соревнованиях. Возможно она попробует рискнуть на Олимпиаде в Сочи в 2014 году.


Сам же тулуп считается одним из самых легких прыжков в фигурном катании. Фигурист отталкивается зубцом левого конька, делает оборот и приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро. Прыжок относительно прост, так как выполняется со сменой ноги — толчок левой с приземлением на правую. Для фигуристов, делающих прыжки по часовой стрелке, действия левой и правой ноги меняются соответственно.

Флип

Вторым по сложности зубцовым прыжком в фигурном катании считается флип. Выполняется он с хода назад с внутреннего ребра левой ноги, далее следует удар зубцом правой ноги, оборот и приземление на правую ногу на ход назад-наружу.

Название прыжка – также калька с английского слова flip, что в переводе означает щелчок – характерный звук, который фигуристы 30-х годов ХХ века слышали, начиная исполнять флип. В хрониках не сохранилась фамилия человека, первым исполнившего тройной флип, но произошло это в середине 70-х годов прошлого столетия. Девушки начали исполнять флип в три оборота не раньше начала 80-х годов. Флип в четыре оборота пока не покорился никому. Японец Дайсукэ Тахакаси пробовал исполнить его несколько раз, в том числе и на чемпионате мира 2010 года, но чисто это сделать у представителя страны восходящего солнца не получалось ни разу.

Лутц


Самый сложный из зубцовых, и второй по сложности из всех прыжков в фигурном катании – лутц. В отличие от предыдущих прыжков, он был назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году. Еще около десяти лет потребовалось фигуристам, чтобы научиться исполнять двойной Лутц. Тройной прыжок покорился мужчинам лишь в 1962 году. Первопроходцем был канадский фигурист Дональд Джексон, которому тройной лутц принес чемпионство. Интересно, что вторым тройной лутц исполнил немецкий спортсмен Ян Хоффман лишь 12 лет спустя – в 1974 году. Попытки исполнить четверной лутц начались еще в 1998 году. На чемпионате США это сделал Майкл Вайс, но приземлился на две ноги. Упорный американец предпринял еще одну попытку на Олимпиаде того же года, но упал. Вторым спортсменом, рискнувшем выполнить лутц в четыре оборота, стал Евгений Плющенко в 2001 году – падение на выезде после прыжка. И наконец, лишь десять лет спустя, американец Брэндон Мроз чисто исполнил четверной лутц на международных соревнованиях.


Несмотря на то, что впервые лутц был исполнен в 1913 году, женщинам он покорился лишь в 30-е годы ХХ века. В 1942 канадка Барбара Энн Скотт впервые выполнила двойной лутц. На чемпионате Европы в 1978 швейцарка Дениз Бильманн впервые выполнила тройной лутц.

Сам прыжок заключается в следующем: фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок, раскручиваясь за счёт замаха туловищем и руками. После нескольких оборотов против часовой стрелки фигурист приземляется на правую ногу, на ход назад-наружу.

Сальхов

Один из самых легких прыжков в фигурном катании – сальхов, реберный прыжок, первый в этом тесте. Прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его еще в 1909 году. Двойного прыжка пришлось ждать чуть более десяти лет, пока в середине 20-х годов ХХ века его не исполнил швед Йиллис Графстрем. Также рано, относительно остальных прыжков поддался человеку и сальхов в три оборота. Его первым исполнителем стал Ронни Робертсон, покорив публику на чемпионате мира по фигурному катанию 1955 года. И, наконец, четверной сальхов покорился мужчинам в 1998 году. Первым чисто его исполнил юный Тимоти Гейбл.


Интересно, что на заре фигурного катания судьи считали сальхов прыжком: не достойным настоящих леди, потому что при его исполнении юбка задиралась выше колен. Это они заметили, когда первой из девушек его исполнила американка Тереза Вельд на Олимпиаде 1920 года. Тем не менее, уже в 1936 году 15-летняя англичанка Сесилия Колледж исполнила сальхов в два оборота. Не сильно отстав от мужчин, уже в 1959 году тройной сальхов прыгала чехословацкая спортсменка Яна Мразкова. А в 2002 году на соревновании юниоров японка Микки Андо впервые среди девушек исполнила четверной сальхов, который пока так и остается единственным четверным сальховом в исполнении представительниц прекрасной половины человечества.

Техника прыжка весьма проста: заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу.

Риттбергер

Общепринятое название этого прыжка – риттбергер, хотя в англоязычных странах до сих пор иногда называют его лупом – очередная калька с английского слова loop (петля).

Весь остальной мир же отдает должное человеку, впервые исполнившему этот прыжок на международных соревнованиях. Это сделал немецкий фигурист Вернер Риттбергер в далеком 1910 году.
о второй из трех реберных прыжков в фигурном катании, перечисленных в нашей статье. Информация об исполнении первых двойных прыжков затеряна в анналах истории, но наверняка у мужчин это произошло в 20-е, а у женщин – в 30-е годы ХХ века. Первый тройной риттбергер исполнил на Олимпиаде 1952 Дик Баттон, среди женщин — Габи Зайферт — дочь и ученица прославленного тренера Ютты Мюллер, на чемпионате Европы в 1968. Четверной риттбергер, несмотря на обещания юного Евгения Плющенко, пока никто исполнить не смог.

Если смотреть на технику исполнения, то мы имеем следующую картину: фигурист скользит на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная нога идет вперёд-накрест. Всё тело, за исключением опорной ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземление идет на правую ногу назад-наружу.

Аксель

Аксель, последний из реберных прыжков, исполняемых фигуристами, считается самым сложным. Это единственный прыжок, исполняемый с движения вперед, поэтому у него наблюдается уникальная по сравнению с другими техника. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.
ользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая свободную ногу вперёд. В воздухе нужно быстро сгруппироваться, после чего следует приземление на маховую ногу на ход назад-наружу. В связи с тем, что прыжок исполняется, когда фигурист едет лицом вперед, а приземляется спиной, он – единственный, где число оборотов не целое, а с половинкой. Одинарный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной. 

Удивительно, но самый сложный прыжок одновременно является и самым старым. Он назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году. Кстати, исполнял он его на беговых коньках. Дик Баттон был первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях. Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года. Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками выполнил тройной аксель в ходе соревнований — на чемпионате мира 1978 года. Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев на чемпионате Европы 1981 года. Четверной аксель пока не покорился никому.

Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени – в 20-х годах ХХ века. Лишь в 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель. Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в1988 году. Это стало великим достижением и с тех пор лишь пять девушек смогли его повторить, хотя для мужчин, борющихся за победу в чемпионатах мира и Олимпийских играх, он считается обязательным элементом программы.

www.aif.ru

Этимология


Вероятно, заимствовано из тюркского языка. По мнению Ушакова слово имеет тюркское происхождение: «тюрк. tulup — шкура» [2]. Тюркское тулуп — «кожаный мешок без швов из звериной шкуры»[3].

См. также

  • Шуба
  • Зипун

Литература

  • Шанский Н. М. и др. Тулуп // Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. — М.: Просвещение, 1971. — С. 454.

Ссылки

  • [www.furexpo.ru/wmc/journal/list/1093523642/ Всё о мехах и шубах] (furexpo.ru)
  • [archive.is/20130625100009/www.e-reading-lib.org/chapter.php/95033/41/Balyazin_02_Ordynskoe_igo_i_stanovlenie_Rusi.html Краткая история тулупа (XIII–XVIII вв.)] (archive.is)

Отрывок, характеризующий Тулуп (одежда)

Больного так обступили доктора, княжны и слуги, что Пьер уже не видал той красно желтой головы с седою гривой, которая, несмотря на то, что он видел и другие лица, ни на мгновение не выходила у него из вида во всё время службы. Пьер догадался по осторожному движению людей, обступивших кресло, что умирающего поднимали и переносили.
– За мою руку держись, уронишь так, – послышался ему испуганный шопот одного из слуг, – снизу… еще один, – говорили голоса, и тяжелые дыхания и переступанья ногами людей стали торопливее, как будто тяжесть, которую они несли, была сверх сил их.
Несущие, в числе которых была и Анна Михайловна, поровнялись с молодым человеком, и ему на мгновение из за спин и затылков людей показалась высокая, жирная, открытая грудь, тучные плечи больного, приподнятые кверху людьми, державшими его под мышки, и седая курчавая, львиная голова.
лова эта, с необычайно широким лбом и скулами, красивым чувственным ртом и величественным холодным взглядом, была не обезображена близостью смерти. Она была такая же, какою знал ее Пьер назад тому три месяца, когда граф отпускал его в Петербург. Но голова эта беспомощно покачивалась от неровных шагов несущих, и холодный, безучастный взгляд не знал, на чем остановиться.
Прошло несколько минут суетни около высокой кровати; люди, несшие больного, разошлись. Анна Михайловна дотронулась до руки Пьера и сказала ему: «Venez». [Идите.] Пьер вместе с нею подошел к кровати, на которой, в праздничной позе, видимо, имевшей отношение к только что совершенному таинству, был положен больной. Он лежал, высоко опираясь головой на подушки. Руки его были симметрично выложены на зеленом шелковом одеяле ладонями вниз. Когда Пьер подошел, граф глядел прямо на него, но глядел тем взглядом, которого смысл и значение нельзя понять человеку. Или этот взгляд ровно ничего не говорил, как только то, что, покуда есть глаза, надо же глядеть куда нибудь, или он говорил слишком многое. Пьер остановился, не зная, что ему делать, и вопросительно оглянулся на свою руководительницу Анну Михайловну. Анна Михайловна сделала ему торопливый жест глазами, указывая на руку больного и губами посылая ей воздушный поцелуй. Пьер, старательно вытягивая шею, чтоб не зацепить за одеяло, исполнил ее совет и приложился к ширококостной и мясистой руке. Ни рука, ни один мускул лица графа не дрогнули. Пьер опять вопросительно посмотрел на Анну Михайловну, спрашивая теперь, что ему делать. Анна Михайловна глазами указала ему на кресло, стоявшее подле кровати. Пьер покорно стал садиться на кресло, глазами продолжая спрашивать, то ли он сделал, что нужно. Анна Михайловна одобрительно кивнула головой. Пьер принял опять симметрично наивное положение египетской статуи, видимо, соболезнуя о том, что неуклюжее и толстое тело его занимало такое большое пространство, и употребляя все душевные силы, чтобы казаться как можно меньше. Он смотрел на графа. Граф смотрел на то место, где находилось лицо Пьера, в то время как он стоял. Анна Михайловна являла в своем положении сознание трогательной важности этой последней минуты свидания отца с сыном. Это продолжалось две минуты, которые показались Пьеру часом. Вдруг в крупных мускулах и морщинах лица графа появилось содрогание. Содрогание усиливалось, красивый рот покривился (тут только Пьер понял, до какой степени отец его был близок к смерти), из перекривленного рта послышался неясный хриплый звук. Анна Михайловна старательно смотрела в глаза больному и, стараясь угадать, чего было нужно ему, указывала то на Пьера, то на питье, то шопотом вопросительно называла князя Василия, то указывала на одеяло. Глаза и лицо больного выказывали нетерпение. Он сделал усилие, чтобы взглянуть на слугу, который безотходно стоял у изголовья постели.

wiki-org.ru

Примеры употребления слова тулуп в литературе.

Сторож посмотрел на Бабаева одним, чуть видным сквозь воротник тулупа, скользящим глазом.

Хоть и лето стояло, а на мужике был беличий тулуп, и бараний треух нахлобучен был у него на голове.

Ведь князь молодой так и кинулся на крыльце мужику тому на шею, стал целовать его дружелюбно и повел затем в хоромы как есть, в беличьем тулупе и шапке бараньей.

Андреев тулупа не снял, подвинул бесцеремонно на подоконнике сидевшего мужичка, закурил, молча дал закурить и тому.

Она надела милицейский тулуп, перетянулась кушаком, стала похожа, на удалого ямщика, который сейчас взмахнет вожжами, гикнет, свистнет и помчится по Москве и Подмосковью, а поедет назад — в санях у него уже будет лежать Бронзино, да не тот, сомнительный, а настоящий, подлинный, великолепный.

Он стоял передо мной в длинной кавалерийской шинели, которая оказалась под тулупом, в буденовке, распахнутой у подбородка.

Я покосилась на зеркало и успела заметить, как из привратницкой будочки выскочил старик в тулупе и истово погрозил кулаком нам вслед.

Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом, потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее, когда был дома.

На берегу они сбрасывали на лед шубы, и тулупы, и валенцы, скидывали рубахи.

Из белой шерсти валеный тулуп из их рук принял с благодарностью, после же потел от чрезмерной плотности этой одежды, но сносил неудобство покорно и ни словом не выдал желания от тулупа избавиться.

Константин Васильевич по уходе соратников устроил с помочью постельничего высокое взголовье из подушек, кошмы и ордынского тулупа и теперь удобно полулежит, откинув породистую голову и утопив ее до висков в густой, завитой в тугие шелковистые кольца овчине.

Окончательно проснувшись, Вилькицкий мгновенно сбросил с себя тулуп, выскочил на мостик и стал вглядываться в указанном мною направлении.

У меня было странное ощущение, что на вокзале меня сейчас встретят Герцен и Витберг, в тулупах и валенках, подмерзшие, приплясывающие.

Истина, истина: я сам их видел и не могу их не узнать, несмотря на то, что они гримированы мастерски и костюмировались так, как будто целый век проходили в тулупах: — эти лица были ваши гости — Ворошилов и Перушкин.

И тишина была такая густая, такая плотная и бесконечная, так пахла мокрой травой, мокрым деревом, мокрыми лисьими тулупами, что Вячка зажмурил глаза и слегка покачнулся.

Источник: библиотека Максима Мошкова

поискслов.рф

Техника исполнения тулупа

Тулуп является одним из простейших прыжков в фигурном катании. Обычно на тулуп фигуристы заходят с вальсовой тройки или тройки вперед-внутрь. Чаще всего на прыжок заходят с движения по прямой. Выполняется прыжок с внешнего ребра опорной (чаще всего правой) ноги, отталкивание производится зубцом свободной (чаще всего левой) ноги. Фигурист совершает в воздухе несколько оборотов, а затем снова приземляется на внешнее ребро правой ноги. Таким образом, фигурист вновь оказывается в исходном положении.

Благодаря подходящей технике исполнения, тулуп чаще других прыжков используется в качестве второго прыжка в каскадах. Как одиночный прыжок в парном фигурном катании часто прыгают тройной тулуп, а в мужском одиночном – четверной тулуп.

История

Впервые на соревнованиях тулуп исполнил американский фигурист Брюс Мэйпс в 1920 году. К началу 30-х годов XX века фигуристы прыгали все двойные прыжки, кроме акселя, в том числе и двойной тулуп.

Тройной тулуп впервые был исполнен фигуристом Томасом Литцем на чемпионате мира 1964 года. С начала 80-х годов начались попытки исполнения тулупа в четыре оборота. На официальных чемпионатах четверной тулуп впервые попытался исполнить Александр Фадеев на чемпионате мира 1983 года. Впервые четверной тулуп засчитали канадскому фигуристу Курту Браунингу в 1988 году, хотя прыжок был исполнен неидеально, с тройками на выезде.

В женском одиночном катании четверной тулуп пока не покорился никому. Попытку прыгнуть четверной тулуп исполнила французская фигуристка Сурия Бонали в 1991 году, однако судьи этот прыжок не засчитали, так как посчитали его недокрученным. Японка Мики Андо тренировала четверной тулуп, но ни разу не исполнила его в официальных соревнованиях.

Стоимость тулупа по новой системе судейства

По новой системе судейства каждый элемент имеет определенную стоимость в баллах. Стоимость одинарного тулупа очень мала – всего 0,4 балла. Двойной тулуп стоит 1,3 балла. Базовая стоимость тройного тулупа составляет 4,1 балла. Четверной тулуп оценивается в 10,3 балла.

www.kakprosto.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector