Стиль баттерфляй


Мужчина плывет баттерфляем в бассейне

Стиль плавания баттерфляй переводится с английского как «бабочка». Название говорит само за себя, в процессе движения руки совершают движения, очень напоминающие взмахи крыла летящей бабочки. Баттерфляем плавают исключительно на груди. Техника плавания баттерфляем наиболее сложная из всех стилей плавания. Для того чтобы правильно выполнять все движения, не теряя при этом согласованности движения необходима достаточная физическая подготовка, поскольку плавание в стиле баттерфляй потребует от вас существенных энергозатрат.

Что из себя представляет баттерфляй

Пловец, плывущий в стиле баттерфляй, в начале цикла движений поднимается над поверхностью воды, после чего совершает размашистый сильный гребок двумя руками. Параллельно работая при этом ногами ударяя ими по воде, создает при этом дополнительное ускорение. Сложность стиля заключается в том, что, во-первых, идет серьезная нагрузка на мышцы, что требует большой выносливости, во-вторых, начинающему довольно сложно, вследствие таких нагрузок выполнять все движения технически правильно.


Основным движением в баттерфляе, с помощью которого задается и поддерживается скорость, является гребковое движение руками. Не владея в совершенстве техникой баттерфляя, только за счет правильной техники выполнения движений руками можно развить до 80 процентов от скорости, возможной при плавании этим стилем. Движения руками можно разделить на следующие фазы:

Основные фазы плавания баттерфляем

Пронос рук над водой

При выполнении проноса плечи возвышаются над водой. Руки маховым движением проносятся через стороны. Руки не напряжены, практически прямые, лишь перед входом в воду локти поворачиваются таким образом, чтобы первыми в воду входили кисти. Кисти перед входом в воду смотрят ладонями вниз и развернуты наружу.

Вход рук в воду

При входе в воду руки находятся на ширине плеч. Руки и плечи при этом начинают движение вперед в воду.

Опорная фаза гребка

При совершении опорного движения, в первой части его руки начинают сгибаться, направление их движения вперед и вниз, разворачиваются наружу, опорное движение совершает часть руки ниже предплечья, опережая по ходу своего движения локоть. В завершающей стадии кисти рук располагаются на расстоянии более полутора ширины плеч, в локтях руки согнуты не очень сильно. Руки, от предплечья до кисти, образуют с горизонталью угол около 45 градусов.


Основная часть гребка

Основная часть гребка состоит из подтягивания и отталкивания. В подтягивающем движении гребок совершается за счет сгибания плеч и приведения локтей. В завершающей стадии подтягивания угол, образовываемый в локте, достигает 90 градусов, кисти располагаются ближе друг к другу. Отталкивающее движение задает телу максимальный импульс. В этой фазе ускорение осуществляется за счет разгибания локтей и приведения их к туловищу. В завершающей стадии отталкивания руки находятся около тела.

Выход рук из воды

После гребкового движения цикл начинается снова. Происходит выход рук из воды, кисти при этом расслаблены, находятся в районе таза, на небольшом расстоянии от бедер. Вынос рук осуществляется динамичным движением. В первую очередь из воды выходят локти.

Техника работы ногами — баттерфляй или дельфин

Движение ног в баттерфляе может быть двух типов. Поскольку баттерфляй изначально появился, как разновидность плавания брассом, то и техника движения ног была взята оттуда. В этой же статье мы рассмотрим наиболее скоростную технику движений. Плавание с такой техникой работы ногами получило название – дельфин, данное ему за схожесть в манере плавания с этим млекопитающим.

Движения в стиле дельфин (спереди)


Движения в стиле дельфин (сбоку)

Движения в стиле дельфин (сверху)

При плавании в стиле дельфин осуществляются волнообразные движения, совершаемые всем телом, при этом амплитуда движений минимальная в районе плеч, увеличивается по направлению к стопам, где достигает максимального значения. Во время совершения волнообразных движений, во время подъема голеней плечи также должны совершать движение в этом направлении, таз двигается вниз. Цикл движений завершается хлестким ударом стоп вниз, таз при этом должен двигаться вверх.

Координация движений

Согласование волнообразных движений с гребковыми движения обычно определяется отношением – два удара ног на один цикл движения руками. В момент окончания гребка в двухударном дельфине туловище, от таза до плеч, практически выключается из волнообразного движения, позволяя только осуществлять передачу волновых движений к ногам. Большая амплитуда движений в верхней части тела не позволит удерживать плечи у поверхности воды, что значительно затруднит выполнение проноса рук над водой.

sportotip.ru

Стиль плавания баттерфляй, история его появления


Стиль баттерфляй считается самым сложным для освоения стилем плавания. В переводе с английского его название означает &бабочка&, потому что движения, выполняемые человеком во время плавания, напоминают полет бабочки.

Баттерфляй – самый молодой стиль плавания.

Он возник в 1933 году в результате усовершенствования техники плавания брасом.

Стиль плавания баттерфляй

Генри Майерс использовал этот стиль на чемпионате по плаванию в городе Бруклин, где его необычную технику заметил тренер Дэвид Армбрустер. Немного изменив движения рук во время плавания этим стилем, он создал совершенно новый стиль, который был назван баттерфляй.

С 1953 года стиль баттерфляй начал использоваться при проведении Олимпийских Игр и стал совершенно самостоятельным, признанным во всем мире, стилем плавания.

Его исполнение требует больших навыков и усилий от пловца.

Без предварительных тренировок и обучения невозможно правильно проплыть этим стилем даже небольшое расстояние.

Баттерфляй: техника плавания, особенности движений рук и ног

В начале освоения техники плавания баттерфляем следует начать с оттачивания небольших элементов, потом постепенно переходить к более сложным. Лучше приступать к занятиям после небольшой разминки на суше, буквально 10-15 минут.

После полного изучения стиля, следует приступить к устранению ошибок и совершенствованию техники старта и поворотов.

Движения руками.


Баттерфляй: техника движения руками

Руки в этом стиле плавания представляют собой главную движущую силу.

Все движения руками можно разделить на три основных фазы: к себе, от себя и возврат.

  • В начальной позиции руки вытянуты вперед, расставлены на ширину плеч и погружены в воду. Ладони при этом повернуты слегка вниз и наружу, после руки разводятся в стороны, выполняя гребок.
  • В следующей фазе руки разводятся в стороны и сгибаются в локтях, так чтоб угол сгиба достигал 90 градусов, движение кистей происходит вниз и достигает линии бедер. Скорость и сила движения рук нарастают к этому моменту, затем локти выпрямляются, руки почти полностью прилегают к туловищу.
  • В завершающей фазе возврата, кисти расслабляются и руки выносятся на поверхность воды так, чтоб первые появились локти, а затем уже кисти находящиеся на уровне бедра.

    Затем руки переносятся вперед быстрым движением, руки при этом должны быть полностью расслабленными и прямыми, и погружаются в воду на ширине плеч, возвращаясь в исходную позицию. Первыми коснуться воды должны кисти рук, затем локти.


Движение ног и туловища.

Баттерфляй: техника движения ног и туловища

Ноги, в стиле плавания баттерфляй, выполняют движения, которые очень схожи с движениями в других стилях плавания.

Движение ног и тела волнообразны, плавное движение начинается от плеча и заканчивается ступнями. Ноги движутся симметрично, что задействует большое количество мышц.

Когда стопы делают сильный удар по воде сверху, на поверхность выходит спина пловца, когда ноги с силой движутся вверх, на поверхность выходит голова пловца для совершения вдоха.

Лучше всего делать вдох, когда руки находятся над поверхностью воды, а тело имеет удобную для вдоха изогнутую форму.

  • Вдох должен быть коротким. Он делается ртом, и длиться всего около 0,4 секунды,
  • выдох же длинный, и делается медленно на протяжении времени, которое тратится на выполнение всего цикла гребка.

Старт при этом стиле плавания делается традиционно с тумбочки.

При погружении в воду пловец скользит под водой, выполняя волнообразные движения телом и ногами и давая отдохнуть рукам.

При поворотах пловец должен коснуться бортика сначала одной рукой, затем ногами, а после другой рукой, при этом тело пловца максимально погружается в воду.

Используя толчок ногами, пловец отрывается от бортика и продолжает плыть в другую сторону.

Как правильно плавать баттерфляем: согласование движений, наиболее частые ошибки пловцов


Стиль плавания баттерфляй: другие названия "дельфин" или "бабочка"

Наиболее эффективным будет способ с применением двух ударов ногами.

  • При входе рук в воду и захвате ими воды осуществляется первый удар верхней части стоп о воду,
  • второй удар стоп происходит одновременно с окончанием гребка руками.

Существуют и другие вариации плавания в стиле баттерфляй:

руки и ноги движутся одновременно или по очереди, выполняется только один удар ногами вместо двух, гребок выполняется только одной рукой, как в стиле кроля, а вторая рука остается вытянутой вперед, и чередование этих вариантов.

Из наиболее частых ошибок при плавании в технике баттерфляй можно отметить следующие:

  1. Руки пловца при вхождении в воду находятся слишком близко или далеко друг от друга, а не на ширине плеч.
    Слишком узкое положение рук не позволит правильно выполнить захват, а плечи пловца при этом уходят глубоко под воду.
    Широкий постав рук очень замедляет процесс плавания из-за большего сопротивления воды, а вследствие снижения эффективности захвата.

  2. Слишком короткий гребок. Происходит тогда, когда пловец слишком рано переходит к третьей фазе движения руками, доставая их из воды. Это может привести к сильному изгибу тела и уменьшению силы гребка.
  3. Скорость рук при выполнении фазы &от себя& слишком мала для достижения желаемого эффекта.
  4. Выход на поверхность воды ног пловца. При этом часть движения, которая осуществляется в воздухе, теряется. Все движения ногами должны проходить только под водой.
  5. Время, когда необходимо сделать вдох, подобрано неправильно, что приводит к нарушению всего ритма и замедляет движение.
  6. Неправильное выполнение удара ногами или не синхронное выполнение движений может заметно снизить скорость пловца, так как согласованные синхронные движения являются основой этого стиля.

 
Хоть баттерфляй и сложен для начинающих пловцов, освоить такой стиль все-таки стоит.

 

2018-g.ru

Как правильно плавать

Баттерфляй (дельфин) является самым сложным в исполнении стилем (хотя некоторые считают более сложным брасс). Для того, чтобы достичь им высоких скоростей, мало одного только физического усилия. Основные сложности баттерфляя – одновременная работа всех частей тела и сильно отличающийся от других стилей механизм дыхания.


В процессе плавания задействован максимум групп мышц: трицепсы, плечи, широчайшие мышцы спины, пресс, мышцы груди, прямые мышцы бедер и икроножные мышцы.

Как же правильно плавать баттерфляем? Этим стилем плавают на груди, руки пловца выполняют одновременные и размашистые гребки, а ноги и таз совершают волнообразные движения.

Выглядит это следующим образом:

Фото 2 Фото 3

Пошагово данная техника также хорошо изображена на этой иллюстрации:

Фото 4

Теперь давайте разберем подробнее каждый из элементов.

Движение туловища способом “дельфин”

В процессе плавания туловище человека постоянно двигается вниз и вверх, все движения сопряжены с дыханием и работой конечностей.

В то время как плечи и верхняя часть спины движутся вперед и вниз, нижняя часть спины и таз поднимаются, в то время как стопы резко устремляются вниз. И наоборот, когда плечевой пояс поднимается, низ спины опускается, а стопы поднимаются к поверхности для совершения удара.


Фото 5
Волнообразное движение тела

Тело должно совершать волнообразные движения, в первую очередь за счет напряжения мышц пресса и спины. Со стороны наблюдателя тело пловца движется по волнообразной траектории, делая его похожим на дельфина или рыбу.

Работа ног

Фото 7
Работа ног

Ноги в баттерфляе расположены рядом и совершают волнообразные движения, начинающиеся в районе поясницы и заканчивающиеся в голенях. Эти движения являются продолжением волнообразных движений туловища.

Усилия от работы ног направлены на подъем из воды верхней части туловища пловца – первые два удара ногами (слабое вниз и сильное вверх) помогают поднятию головы и плеч, вторые два – спины.

Ноги работают со средней амплитудой, во время совершения удара таз и ягодицы пловца поднимаются к поверхности воры, за ними поднимаются бедра. После чего таз и бедра опускаются вниз, а ноги сгибаются в коленях для следующего удара.

Работа ног чем-то напоминает кроль, но различия все же очевидны: конечности работают одновременно, а не по очереди, и при этом задействованы другие мышечные группы. Кроме того, стопы в движении не натянуты от себя, как в кроле, а находятся в слабо напряженном состоянии примерно под углом в 45°.

Сходство же состоит в том, что движения от колен те же, что и в кроле – нога как будто превращается в хлыст, совершающий удары. Соответственно, в процессе плавания угол между бедром и голенью сначала уменьшается, а после увеличивается, и так до конца цикла.

И так же, как в кроле, движение голени идет не от колена, а от всего тела: в данном случае волнообразно изгибается сначала спина, потом поясница и бедра, а потом уже нижняя часть ног.

Техника ног хорошо здесь показана:

Особенности движения рук

Фото 8
Техника гребка в дельфине

Руки совершают мощные гребки, после чего выкидываются обратно вперед. Рассмотрим каждую из этих фаз подробнее.

Гребок

Со старта движения похожи на работу рук при брассе: они опускаются в воду ладонями вниз и расходятся каждая в свою сторону.

Далее полусогнутые руки расходятся вокруг тела, при этом локти находятся выше предплечий и кистей.

Затем скорость рук увеличивается, создается толчок, за счет которого происходит сильный гребок, в результате которого верхняя часть туловища поднимается вверх.

Когда локти приближаются к тазу – завершается гребок и начинается фаза возврата.

Возврат в исходное положение

В фазе возврата руки быстро переносятся вперед, оставшись впоследствии на ширине плеч. Руки переносятся в расслабленном состоянии, локти не согнуты.

Далее руки опускаются под воду, кисти в этот момент выпрямлены и направлены вниз большими пальцами.

Стандартное расстояние между руками в момент их схождения и опускания – ширина плеч, но допускается и более узкое их сведения; но вот увеличивать расстояние не рекомендуется, поскольку это снизит силу гребка.

Дыхание

Вдох

При плавании дельфином дыханию следует уделять значительное внимание. Важно согласовывать этот процесс с движением рук: единственной возможностью для забора воздуха является момент, когда плечевой пояс поднимается из воды, а руки перемешаются над ее поверхностью вперед.

При подтягивании рук сзади шея активизируется, голова в этот миг также поднимается, взгляд пловца направлен на бортик впереди и немного вниз (для лучшей балансировки тела).

Во время поднятия рук из воды человек вдыхает, а чуть раньше их опускания в воду голова опускается.

Момент вдоха показан на этой иллюстрации:Фото 9

Выдох

Воздух лучше выдыхать одновременно ртом и носом, последнее предохраняет от попадания воды в нос.

Обычно пловцы дышат 1 раз на полный цикл работы рук, но многие подготовленные спортсмены вдыхают только на каждый второй подъем из воды, это позволяет экономить энергию на дополнительной работе шеи и снижает вероятность гипервентиляции.

Основные ошибки

Фото 10

Поскольку баттерфляй – технически сложный вид плавания, зачастую новички, а также более опытные пловцы, ошибаются в исполнении того или иного элемента цикла, из-за чего их скорость снижается, а мышцы утомляются гораздо быстрее.

Кроме того, в некоторых случаях технические недочеты могут быть чреваты последствиями в виде травм.

К наиболее частым ошибкам при плавании дельфином относятся следующие:

Отсутствие работы тазом

Со стороны (особенно начинающему спортсмену) может показаться, что работа идет за счет рук и ударов ногами. Но на самом деле огромную роль в этом виде плавания играют волнообразные движения туловища и в первую очередь таза – именно за счет них в первую очередь должна идти “волна”, а не за счет ударов ног.

Неправильная работа ног

Здесь можно выделить следующие ошибки:

  • Ноги находятся слишком близко к поверхности, основное движение ими происходит не под водой.
  • Они работают несинхронно.
  • Удары идут за счет сгибания в колене, а не за счет работы бедра – это мешает плыть, а также может спровоцировать травму колена.

Неправильное положение рук при входе в воду

Правильная техника баттерфляя – это когда руки должны находиться на ширине плеч, при более узкой постановке плечи слишком сильно притапливаются, что не позволяет правильно выполнить захват, а при более широкой увеличивается сопротивление воды, что замедляет и сильнее утомляет пловца.

Низкая скорость рук

Слишком медленная работа рук от себя не только замедляет процесс плавания, но и оказывает давление на плечевой сустав, и сбивает дыхание.

Короткий гребок

Если пловец переходит к фазе возврата раньше, чем нужно, тело сильнее изгибается, а сила гребка (а вместе с ней и ускорение) уменьшается.

Неправильное дыхание

Неоптимальное время подъема головы перенапрягает шею, а также нарушает ритм работы всего цикла движения.

Повороты

При повороте необходимо дотронуться обеими чуть согнутыми руками до бортика.

Разворот происходит следующим образом: одна рука начинает разворачиваться к противоположному берегу, ведя за собой корпус, полусогнутые ноги касаются бортика, затем тело разворачивается полностью, принимает положение параллельно дну, ноги отталкиваются от бортика, и вытянутый в одну линую пловец инерционно скользит вперед.

Во время этого разрешается одновременно работать ногами, как при кроле. Точно так же, как и на старте, максимальная дистанция скольжения под водой на соревнованиях – 15 метров.

Очень хорошо повороты показаны здесь:

Техника под водой

Фото 12

Данный стиль часто используется не только для перемещения на поверхности воды, но и для плавания под водой:

  • во-первых, таким образом можно нырять и плавать в открытых водоемах;
  • во-вторых, в спортивном плавании в бассейне старт как в баттерфляе, так и в кроле делается путем погружения под воду и скольжения с работой ногами дельфином.

Для того, чтобы перемещаться дельфином под водой, вам требуется:

  1. Вытянуть руки “стрелочкой” перед собой. Это основное отличие от “классического” варианта, в котором они не вытянуты все время, а делают гребки.
  2. Ногами и туловищем совершать волнообразные движения, которые описаны выше в этой статье.
  3. Дыхание: перед погружением требуется сделать сильный и объемный вдох, далее постепенно под водой делать выдох – носом либо и носом, и ртом.

Как это выглядит, можно посмотреть здесь:

Спортивный старт

Фото 11

Спортивный старт для баттерфляя такой же как и для кроля – прыжок с бортика или тумбочки головой в воду.

Исходное положение для старта – стоя, ноги чуть согнуты, корпус опущен под 90° или параллелен линии воды, стопы расположены параллельно друг другу, расстояние между ними – примерно 20 сантиметров.

Пальцы находятся на линии бортика или тумбы, руки в прямой линии отставлены назад либо вперед, таким образом, чтобы пальцы были близко к краю поверхности опоры.

Во время прыжка пловец мощно отталкивается ногами от суши, выпрямляет их и ныряет в воду, вытянув руки над головой.

Нырять нужно не слишком мелко, но и не к дну, идеальный угол наклона тела – 20-30°, он обеспечивает оптимальную глубину погружения и расстояние для скольжения. Скольжение сначала направлено немного вниз, потом –по горизонтальной линии, а после – к поверхности воды. Если у вас есть проблемы с выныриванием, то можно помочь себе руками, совершив ими гребок из положения над головой в положение вдоль туловища, к тазу. Скольжение полезно тем, что во время него руки получают минимум нагрузки.

Обучающее видео для начинающих

В данном видеоуроке замедленно показана техника профессионалов:

А здесь можно посмотреть на этот стиль в исполнении самого титулованного пловца – Майкла Фелпса:

Как видите, дельфин – не только сложный, но и интересный стиль, освоив который, вы сможете тренировать множество групп мышц, а также увеличить свою выносливость. Но помните, что плавание на занятии только одним стилем может привести к «забиванию» мышц и переутомлению, потому что для более эффективного развития рекомендуется чередовать разные стили и не забывать об отдыхе для восстановления пульса и дыхания.

iplav.com

Ключевые аспекты работы над техникой стиля баттерфляй

как плавать баттерфляем

Ключевые аспекты техники стиля баттерфляй включают два важнейших элемента — волнообразные движения тела и гребок рукой. Они отрабатываются отдельно и в сочетании друг с другом.

Многие выделяют третий ключевой момент — работа ног, однако, я считаю ее продолжением волнообразных движений тела. Данная точка зрения вполне согласуется с широко распространенной сегодня концепций «передней» техники баттерфляй.

Также советую почитать статью «Какие мышцы работают при плавании в бассейне?».

Волнообразные движения тела

баттерфляй как дельфинЦентральным элементом, как фигурально, так и буквально, техники стиля баттерфляй являются волнообразные движения тела от головы до пят. Иногда их сравнивают с движениями дельфинов или хлыста, но я считаю, что такие они больше всего похожи на повторяющиеся действия всего тела, напоминающие по форме волну.

Начиная легким движением головы и груди, сила нарастает по мере прохождения «сквозь» тело через бедра и ноги и завершается работой ступней, которая генерирует толчок всего тела.

Положение и движение головы

Голова располагается впереди тела, рассекая воду во время плавания, ее положение и движение имеет важнейший характер и требует особого внимания.

Необходимо не только координировать движение головы с действиями рук во время вдоха, но и правильно расположить ее во время погружения в воду. При наклоне головы и погружении в воду мышцы шеи должны быть расслаблены и растянуты, так как на наклоненную вниз голову создается давление воды (как правило, оно приходится на зону выше лба), что, в свою очередь, облегчает поступательное движение.

Именно голова «запускает» волнообразные действия тела легкими повторяющимися движениями или покачиваниями.

Пловцу не нужно совершать излишние действия головой, так как в этом случае мышцы шеи не расслабляются, а давление воды в области выше лба не помогает телу совершать поступательное движение.

Что касается цикла вдоха, то голова в этот момент должна по минимуму отклоняться от линии поступательного движения.

Работа бедер и эффективные действия ног

движение ногВероятно, важнейшее значение при выполнении волнообразных движений тела имеет сбалансированность и завершенность работы бедер, которая включает не только вертикальные движения, но и толчки тазом.

Стоит отметить, что для их совершения необходима слаженная работа мышц спины при вертикальных движениях и нижних брюшных мышц при толчках тазом, что иллюстрирует важность описанной выше общей физической выносливости и подготовки. Плохая работа бедрами, особенно это касается толчков, обычно наблюдается у пловцов, которые не в состоянии показать хорошие результаты при действиях только ногами. И это кажется вполне логичным.

Эффективная работа ногами подразумевает, что ступни, как при подъеме, так и при опускании, принимают правильное положение, позволяющее генерировать движение в воде по линии, расположенной как раз напротив желаемой передней линии движения. Это достигается частично за счет высокой гибкости зоны ступни и голеностопа. Однако для получения желаемого угла ступней необходима правильная работа бедер.

Ноги следуют за бедрами по мере их движения вверх и вниз. Эти действия сопровождаются естественным сгибанием ног после движения тела. Следом ступни принимают положение в соответствии с данным волнообразным движением тела. При отсутствии направленной вперед работы бедер волнообразное движение тела прерывается, и для того, чтобы ступни приняли необходимое положение под углом, пловец вынужден, прилагая особые усилия, сгибать ноги в коленях, в то время как при волнообразном движении тела ноги сгибаются самопроизвольно.

Это объясняется тем, что ступни, находясь в самом конце короткой линии волны (от колен до ступней, а не от бедер до ступней, что было бы правильней), в результате требуют большего изгиба коленей, чтобы принять положение под нужным углом.

Такое резкое движение коленей в результате создает лишнее сопротивление, не говоря о дополнительной нагрузке на мышцы спортсмена, и снижает отдачу от прилагаемой энергии. Короче говоря, сгибание ног в коленях в соответствии с верным волнообразным движением позволяет ступням принять правильное положение и снижает сопротивление воды.

Толчок ступней — завершающий этап движения тела

стиль плавания баттерфляйТолчок ступней генерирует движущую силу в конце волнообразного движения. Такой толчок задействует потенциал ступней (которые приняли необходимое положение под правильным углом), четырехглавых мышц и подколенных сухожилий.

Этот толчок можно рассматривать как источник дополнительной движущей силы или добавочное взрывное движение, завершающее волну тела, наподобие удара хлыста или восклицательного знака в конце предложения. В любом случае эффективность толчка зависит от правильного выполнения волнообразного движения тела.

Однако есть один очень важный момент — пловцу надо следить за соразмерностью толчка, так как слишком сильные действия ступней могут стать причиной очень сильной волны тела или чрезмерного сгибания ног в коленях.

Толчок должен быть равномерным, но одновременно резким. Негативный эффект чрезмерного толчка будет описан ниже в данной статье, посвященной координации толчка и работе руками. Ниже под термином «толчок» или «движение ногами» будет пониматься завершенное волнообразное движение, включающее толчок ступнями в конце волны.

Хотя толчок ступней, как может показаться, зависит от волнообразного движения тела, отработка толчка ступнями остается очень важной частью программы подготовки пловцов стилем плавания баттерфляй. Их специальная отработка с помощью специальных упражнений позволяет повысить выносливость мышц ног, увеличить гибкость ступней и лодыжек и влияет на правильную работу бедер в ходе волнообразных движений.

Данные упражнения можно проводить в разных положениях — на спине, боку или животе с использованием различного инструмента, включая доски разного размера и длинные, короткие ласты и моноласты. Тренерам следует применять моноласты регулярно, так как это позволяет значительно повысить эффективность тренировок. Заплывы с ними помогают освоить волнообразные движения тела (особенно бедрами), увеличивают гибкость стопы, развивают выносливость мышц разных групп и обтекаемость тела.

Описанные ниже наборы упражнений призваны помочь улучшить форму мышц ног и освоить или улучшить волнообразные движения тела и правильную технику плавания баттерфляй.

Упражнения

баттерфляй упражнения

— Серия заплывов 3 по 200 метров, тело вытянуто либо движение на животе с доской, повышение активности по мере выполнения заплывов 1-3, 4-6, 7-8.

— Серия заплывов 3 по 100 метров, руки опущены вниз, прохождение дистанции с максимальной скоростью, лучшее среднее время.

Движение на боку. Нижняя рука вытянута, верхняя опущена, чередование движения боков. Данное упражнение позволяет отработать работу бедер позади или впереди воображаемой центральной линии тела.

Работа с моноластами. Выполнение толчков в течение 25 метров, после чего следует короткий перерыв на отдых, серия заплывов 3 по 100 метров, каждые 25 или 15 метров движение под водой при вытянутом положении тела (чередование действий на спине и на животе) плюс движение на боку, чередуя левый и правый при переворачивании.

Вертикальные движения ног с нагрузкой. Отработка прямых вертикальных движений и сбалансированной работы бедрами.

Толчок и плавание. Серия заплывов 3 по 100 метров, 50 метров пловец проходит только с помощью ног / 50 метров стилем баттерфляй, затем следует период отдыха, постепенное повышение нагрузки 1-3, 4-6, 7-8 (шестой заплыв необходимо пройти быстрее третьего, восьмой быстрее шестого).

Старт. Надо сделать 25 повторов; нечетные заплывы выполняются под водой при движении только ногами, четные заплывы — стилем баттерфляй.

Движение только ногами, руки опущены. Упражнение делается в маске с трубкой с или без моноластов. Оно развивает навыки расслабления мышц шеи при наличии давления воды, которое создается поступательным движением головы, несмотря на ее легкие покачивания.

Цикл работы рук

Второй ключевой момент техники стиля баттерфляй — цикл движения рук.

Погружение обеих рук в воду следует за периодом восстановления, который сопровождает «вылет» рук из воды. Данные действия совместно с волнообразными движениями тела и составляют суть техники плавания стиля баттерфляй. За долгие годы с появления стиля баттерфляй многие успешные пловцы демонстрировали самые разные вариации базовой техники.

Сегодня самой популярной является «передняя» техника баттерфляй. На деле эта вариация отличается упором на первую часть гребка или перенесением внимания с зоны за бедрами (то есть ног) в зону до бедер (верхняя часть тела). Различные характеристики такого стиля плавания были успешно разработаны и продемонстрированы выдающимися пловцами и мировыми рекордсменами — Денисом Панкратовым, Майклом Климом и Дженни Томпсоном. Эволюция техники Томпсона особенно ярко иллюстрирует развитие техники стиля баттерфляй.

Первоначальная фаза цикла работы рук

работа рукАнализ работы рук, характерной для стиля баттерфляй, мы начнем с верхней части цикла: кисти вытянуты над головой, руки расположены в пределах воображаемых границ, идущих от плеч пловца. Из этого положения руки двигаются парно вперед и вниз. Сила движения вперед уменьшается по мере достижения точки непосредственно впереди линии плеч.

Руки завершают движение вниз в точке, расположенной под соответствующим уровнем локтей, в то время как кончики пальцев поворачиваются вниз по направлению ко дну бассейна. В то же самое время ладони поворачиваются внутрь, таким образом, располагаясь вдоль линии движения пловца. Именно так выглядит идеальное положение рук в позиции «захвата».

После легкого расслабления рук и сгибания их в локте начинается силовая фаза гребка. Она сопровождается отводом рук на линию, расположенную прямо напротив предполагаемой передней линии движения. По мере прохождения рук вдоль линии груди сила прямого проталкивания рук назад снижается, кисти поворачиваются внутрь, а линии движения рук практически пересекаются в точке чуть позади линии груди. В этот момент ладони поворачиваются и возобновляется прямой гребок рук, которые теперь находятся близко друг к другу.

Лучше всего начинать такой гребок раньше (приблизительно на линии груди), а не позже. Увод рук под грудь позволяет облегчить и ускорить их выход из воды в завершающей стадии гребка, что, в свою очередь, уменьшает нагрузку. Руки сохраняют идеальный угол на достаточно длительный непрерывный период времени, в результате пловец имеет возможность выполнения быстрого и более эффективного их вывода из воды. Поздний гребок оставляет меньше времени на «накопление» сил для вывода и восстановления рук, что приводит к их «залипанию» на глубине или к неэффективному длинному гребку.

Проталкивание рук и выход из воды

Проталкивание рук и выход из водыНа основании всей изложенной выше информации логично возникает следующий вопрос: в какой точке необходимо уменьшить силу, прилагаемую для выполнения гребка, и когда следует выводить руки из воды? Руки должны совершать проталкивание до момента сохранения максимальной движущей силы непосредственно перед естественным подъемом пальцев, который имеет место в нижней точке гребка.

После начала подъема пальцев пловец опускает бедра, в результате чего руки не имеют возможности генерировать движущую силу с помощью проталкивания воды. Вывод рук из нее при «позднем» гребке задерживается, так как атлет не имеет достаточно времени для накопления сил, требуемых для быстрого и эффективного перехода к фазе восстановления.

При использовании «передней» техники стиля баттерфляй руки проталкивают воду только до конечной точки, позволяющей генерировать максимальную движущую силу, а не тратить энергию на неэффективный длинный гребок. Также стоит отметить, что благодаря раннему гребку у пловца есть возможность накопить силы для быстрого и эффективного вывода рук из воды и перехода к фазе восстановления.

Фаза восстановления

Корректный вывод рук (помимо своевременного повторного толчка ногами, который мы обсудим позже) помогает пловцу накопить энергию для взмаха руками над водой. Они, таким образом, сохраняют положение, которое принимают во время фазы гребка и вывода из воды.

В данный момент очень важно расслабить руки. Их сжатие или изгиб замедляет выход из воды. Также такие действия затрудняют поступательное движение рук и плеч в верхней части фазы расслабления перед погружением рук в воду. Они должны быть максимально расслаблены, падая «мертвым грузом» в воду. Таким образом, пловец имеет возможность накопить наибольшую инерцию для входа в воду и начала нового гребка.

Для «передней» техники стиля баттерфляй расслабление рук, их идеальное вхождение в воду в сочетании с максимальной эффективностью гребка и быстрым выходом из воды позволяет обеспечить быстрый переход к силовой фазе гребка и более равномерное поступательное движение.

Движение головы — циклы дыхания и выдыхания

дыхание при стиле баттерфляйПловец должен следить за правильным положением головы — лицо направлено вниз, мышцы шеи расслаблены. Положение головы имеет очень большое значение во время циклов вдоха и выдоха. В самом начале гребка она слегка приподнимается и находится в таком положении во время гребка руками. Затем начинает опускаться, когда руки пловца выходят из воды, и продолжает это делать в период фазы расслабления рук.

Во время цикла вдоха движения головы носят аналогичный характер, помимо того, что в таком случае необходима чуть большая интенсивность гребка. Это позволяет голове подняться выше, чтобы пловец смог сделать вдох. Стоит отметить, что, как и в случае с циклом выдоха, голова должна оставаться в первоначальном положении как можно дольше. В результате при вдохе голова чуть нагибается вперед.

Традиционная техника вдоха подразумевает поднятие головы для вдоха, что нагружает мышцы шеи, подбородок поднимается вперед, это влечет дальнейший подъем головы. В опущенном положении шея и голова остаются расслабленными и находятся ближе к линии поступательного движения. Нагибание головы генерирует гораздо меньше работы по подъему и опусканию при вдохе по сравнению с традиционной техникой вдоха.

Если смотреть со стороны, то подобная техника вдоха (я имею в виду легкое сгибание головы) характерна для пловцов, использующих «переднюю» технику гребка. Например, у Панкратова, Клима и Томпсона. Если смотреть спереди, то при такой технике вдоха остается видимой меньшая часть головы (особенно касательно подбородка). Если посмотреть на Панкратова, например, сзади, очень трудно будет отличить эти легкие изгибы головы во время вдоха, которые сопровождаются ее ограниченными движениями вверх-вниз (голова при этом имеет более-менее постоянный угол) от движений головы во время выдоха.

Это еще одно преимущество легкого наклона головы во время вдоха. Такое движение генерирует меньшую нагрузку на мышцы шеи, а руки и плечи принимают более свободное положение во время фазы расслабления, прежде чем опуститься в воду.

Опускание рук в воду

Помните, как мы говорили о том, что руки падают вперед по направлению движения, а голова и шея опускаются в воду.

Необходимо обеспечить одновременное опускание рук и головы в воду (это наблюдается во время цикла выдоха, когда голова принимает свое первоначальное положение).

Таким образом, согласно теории аналитика техники гребка Билла Бумера (Bill Boomer), голова и руки, опускаясь в воду одновременно, генерируют большую движущую силу. Такой эффект «заброса массы» усиливается дополнительной энергией, создаваемой падением рук в воду и сгибанием головы вперед.

Кисти входят в воду внутри линий, которые идут от плеч пловца при вытянутых руках. Их расслабление имеет очень большое значение, так как позволяет генерировать дополнительную движущую силу во время подъема бедер и наклона головы вперед.

В этот момент кисти начинают движение вниз и наружу и начинается новый цикл гребка. Для этого необходимо иметь сильные руки.

Волнообразное движение тела и цикл работы рук

техника плавания баттерфляйНа каждый цикл работы рук приходится два волнообразных движения тела — одна «волна» сопровождает переднюю фазу гребка, то есть опускание рук в воду и наклон головы, а вторая «волна» имеет место во время завершения гребка. Есть успешные пловцы, ограничивающиеся одним волнообразным движением и, как правило, специализирующиеся на дистанциях длиной 200 метров, однако это скорее исключение. Работа рук в сочетании с постоянными периодическими волнообразными движениями тела позволяет добиться максимальной эффективности.

Стоит отметить, что толчки ступнями должны быть резкими и направленными вдоль основной «волны» тела. Чрезмерная «надежда» на второе волнообразное движение, когда руки завершают фазу гребка, характерна для пловцов с техникой позднего гребка. В результате мы имеем не только чрезмерную нагрузку, но и ломку ритма работы рук и тела.

При «передней» технике вторая «волна» не отличается от первой и сохраняет эффективность. Она поддерживает, а не подрывает важнейший момент выхода рук из воды и их перехода в фазу восстановления, позволяет лучше подготовиться к силовому этапу нового гребка.

Видео с техникой плавания баттерфляй

С уважением, Владимир Манеров

protvoysport.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.